Ты не один, ты не одна!
Я – РОДИТЕЛЬ
Я ХОЧУПОМОЧЬ!
Чек-лист для родителей: тревожные звоночки
На какие маркеры, изменения в поведении ребенка обязательно надо обратить внимание, чтобы не допустить непоправимой беды
- Снижение повседневной активности.
- Резкое сужение круга прежних интересов и увлечений, или их полная утрата.
- Снижение или утрата способности радоваться, получать удовольствие от чего-либо.
- Стойкое снижение настроения.
- Нарушение сна (повышенная сонливость, либо трудное засыпание, ранние пробуждения).
- Избегание или полный уход от контактов с родителями и друзьями.
- Изменение привычек, тенденция к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены.
- Несвойственное поведение — прогулы школы, уход из дома, бродяжничества, употребление запрещенных веществ.
- Ребенок все больше и больше проводит «зависает» в Интернете. Повышенный интерес к просмотру сайтов, касающихся тем смерти, несчастий, самоубийств.
- Ребенок стал предпочитать «минорную» музыку, песни с негативным, депрессивным подтекстом.
- Появление в разговорах тем о бессмысленности жизни, отсутствие перспектив, смерти.
- Прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции.
- Замедленность темпа, речи, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность речи.
Почему подростки решаются на последний шаг?
Психиатры и психологи выделяют самые распространенные причины:
- неразделенная любовь,
- конфликты с родителями и сверстниками,
- страх перед будущим,
- безнадежность и одиночество,
- смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе,
- бесконтрольное использование Интернет-ресурсов,
- негативные переживания, связанные с утратой, унижением, отчаянием, разочарованием, отвержением, потерей самоуважения – порой многообразие эмоций кажется подростку совершенно неразрешимой проблемой.
ВАЖНО ПОМНИТЬ
Отношения в семье могут служить как защитой от депрессивных состояний, так и причиной их развития.
Большинство несовершеннолетних решаются на последний шаг для того, чтобы обратить внимание окружающих их людей на свои проблемы. До самой последней минуты человек надеется, что ему помешают, что кто-то спасет его, а близкие люди испугаются за него и будут его любить.
Маркеры беды: как распознать у подростка мысли о том, что он хочет совершить непоправимую ошибку
Наверное, нет ни одного человека, которому в определенные моменты не приходили мысли о бренности жизни и своем месте на Земле. Это может происходить на этапах взросления или в кризисных ситуациях. Подростковый возраст — это период, когда человек впервые начинает размышлять о смысле жизни, о том, для кого он значим в этом мире, кем он любим. В большинстве случаев такие мысли приходят и уходят, потому что происходит много ярких событий, которые переключают внимание подростка, показывают ему, что у него есть свой круг общения, близкие люди, которые его поддерживают. И это нормальное преодоление возрастного кризиса. Но если взрослеющий ребенок застревает в своих переживаниях, значит в его жизни что-то не благополучно. И это требует повышенного внимания взрослых. Заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Нина Середенко рассказала, как распознать у подростка мысли о суициде.
Подростку не хватает внимания
Зачастую это субъективные переживания сына или дочери. Им кажется, что их не любят и не понимают близкие. А родители, в свою очередь, могут быть абсолютно уверены, что делают для своего ребенка все возможное, исполняют его желания, демонстрируют ему свою любовь, всесторонне поддерживают. Но в этом и заключается трудность взаимного общения — два человека могут воспринимать одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Подростки очень чувствительны и ранимы. Из-за своих субъективных ощущений ненужности и недолюбленности близкими они могут застревать в суицидальных мыслях.
Подросток недоволен своей внешностью
В переходном возрасте дети очень близко к сердцу воспринимают то, как они выглядят. Они могут казаться себе некрасивыми, неуклюжими. Их расстраивают дефекты кожи, связанные с перестройкой организма. А если подросток страдает хроническим заболеванием, требующим постоянных неприятных процедур, то всё это может приводить его к мысли «с этим нужно покончить».
Поведение подростка кардинально изменилось
Изменения в поведении могут проявляться совершенно по-разному. Например, открытый, доброжелательный, общительный ребенок вдруг стал замкнутым, начал закрываться в комнате, слушать мрачную музыку. Или вместо любимых кислотно ярких вещей стал носить черную одежду. Девочка, которая долго отращивала волосы, вдруг коротко постриглась или стала одеваться в мужском стиле. Мальчик начал отдавать предпочтение женственным вещам. Подросток отказался от общения с друзьями, которыми раньше дорожил. Эти моменты, а также другие резкие перемены в поведении ребенка нельзя оставлять без внимания.
Самоповреждающее поведение подростка
Нанесение себе физического ущерба — это попытка физической болью перебить душевную боль. Таким образом, это явный сигнал, что подросток испытывает душевные страдания. Врачи приравнивают самоповреждающее поведение к попытке свести счеты с жизнью. И даже если в действительности подросток не желает себе смерти, и его поступки носят манипулятивно-демонстративный характер, это крик о помощи. Задача родителей — услышать этот призыв и обратиться за консультацией к специалисту, чтобы разобраться в корне проблемы.
Открытые разговоры подростка об уходе из жизни
Иногда родителям кажется, что открытое заявление ребенка о намерении покончить собой — это манипуляция, за которой ничего не последует. Если он выбрал именно такой способ манипуляции взрослыми — это очень тревожный сигнал. Граница между манипуляцией и действием очень тонка. И никто не знает, когда подросток ее перейдет. Прямой разговор о суициде — это как высоко поднятый красный флаг, которым ребенок размахивает, сообщая, что ему плохо, в надежде, что его, наконец, заметят и услышат. Это сигнал о том, что он не находит поддержки и размышляет о самых трагичных вариантах развития событий.
Если вы заметили тревожные сигналы в поведении своего взрослеющего ребенка, не игнорируйте это. Прежде всего, нужно проанализировать и структурировать свои мысли, понять, что именно привело вас к мысли, что он задумывается о суициде. И только после этого следует инициировать разговор с ребенком. Но не с позиции претензий и обвинений, а с точки зрения ваших собственных переживаний. В доверительной беседе осмысленно расскажите ребенку, что вас беспокоит в его поведении. Это поможет ему ответить вам также осмысленно. И помните, что в сложной ситуации вам всегда готовы помочь специалисты.
Советы специалистов: как действовать, если ребенок «на грани»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Не пропускайте мимо ушей слова: «Я хочу покончить с собой»
Кажется, что подросток лишь хочет, чтобы на него обратили внимание, или манипулирует. Но если ваш ребенок завел такой разговор, то значит, живется ему и в самом деле не сладко. Он действительно думает про отчаянный шаг.
Отнестись к его угрозам всерьез
Не рискуйте жизнью своего ребенка: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно. Даже если просто «делает вид», чтобы обратить на себя внимание, то это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. Прислушайтесь к его словам.
Поговорите с ним о его чувствах
Постарайтесь посмотреть на мир его глазами и понять, что именно пошло не так, почему жизнь кажется ему невыносимой. Скажите ребенку, что он вам нужен, что вы будете рядом. Говорите не с позиции претензий и обвинений, а с точки зрения ваших собственных переживаний. Расскажите ребенку, что именно вас беспокоит. Предложите вместе найти выход. Покажите, что он не один.
Формируйте доверительные отношения
Иногда родители не понимают, в чем причина депрессии у ребенка, ведь он окружен вниманием и заботой. Проанализируйте, как именно вы проводите с ним свободное время. Бывает, что семья, действительно регулярно проводит вместе выходные. Но все дело в качестве общения, в его содержании.
Постепенно переходите к партнерским отношениям с подростком
Когда ребенок маленький, родитель полностью управляет всей его жизнью. Когда ребенок взрослеет, родителям необходимо постепенно давать всё больше и больше ответственности ему. Нужно научиться отпускать и доверять, даже если поведение подростка не всегда нравится. Родителям лучше отказаться от надзирательно-карательного стиля общения с взрослеющим ребенком в пользу партнерских отношений. В этом и состоит родительское искусство — соблюдать баланс между контролем и передачей ответственности ребенку за его решения и поступки.
Не просто будьте рядом физически, а качественно проводите время вместе
Если, физически находясь в одном помещении, каждый занят своим делом, например, увлеченно просматривает свои соцсети в телефоне, то внутренняя потребность подростка быть понятым и услышанным близкими людьми остается нереализованной. Подумайте, чем бы вы могли наполнить ваше совместное времяпровождение с сыном или дочерью, чтобы отношения становились более теплыми и доверительными. Анализируйте, как ваши действия отзываются в нем.
Общайтесь в конструктивном ключе, аргументируйте, но не давите и не угрожайте
Нужно уверенно и настойчиво сказать, что уйти из жизни — это вообще не вариант, это самое плохое и необратимое решение, влекущее за собой только негативные последствия для всех — самого ребенка, семьи, близких, друзей. Подробно и доходчиво объясните, почему ни в коем случае нельзя этого делать. Спокойно, без обвинений в эгоизме расскажите, что уход из жизни не решает ничьих проблем, а только влечет за собой горе близких.
Признайте, что вашей семье нужна помощь специалиста.
Не каждый родитель имеет педагогическое или психологическое образование и не каждый знает, как самостоятельно наладить отношения с ребенком. Нас учат быть врачами, инженерами, юристами, но не учат быть родителями. Воспитывая ребенка, мы часто опираемся на опыт нашего детства и пытаемся избежать ошибок, которые, как нам кажется, совершали наши родители. Но это не уберегает нас от наших собственных ошибок. Честно признайтесь себе, что вам нужна помощь. Это не страшно. В Москве есть много ресурсов, где родитель и ребенок могут получить квалифицированную психологическую помощь.
Обратитесь за помощью к специалистам
Вместе мы справимся: как родители могут помочь подростку преодолеть депрессию
Подростковый возраст — один из самых непростых периодов жизни. Организм и психика стремительно перестраиваются, гормональный бунт повышает чувствительность нервной системы, меняются жизненные установки. Противоречивых эмоций становится больше, а контролировать их все сложней. От родителей подростков часто можно услышать: «Мы не узнаем дочь, она стала замкнутой и раздражительной», «Сын полностью потерял интерес к учебе и увлечениям». Действительно, такие проявления возможны в переходном возрасте, но тут очень важно не пропустить начало депрессии. Подросток в этом состоянии особенно уязвим, поскольку только учится просить и принимать поддержку, справляться с серьезными проблемами. Как в такой ситуации могут помочь родители, советуют психологи столичных семейных центров и Московской службы психологической помощи населения.
Первые тревожные звоночки
Психологи отмечают, что депрессия забирает жизненные силы и меняет мышление в сторону самобичевания и ненависти к себе. Это заболевание имеет различные степени тяжести и много причин для возникновения. У подростков оно часто протекает замаскированно, подключается психосоматическая сфера: может быть хроническая высокая температура, боли непонятного происхождения в разных местах, проблемы с памятью и различные нарушения когнитивной сферы.
Родителям стоит обратить внимание на следующие признаки:
- нарушение сна — бессонница или сонливость,
- длительное подавленное настроение — уныние, тоска,
- трудности в учебе,
- снижение способности концентрироваться,
- чувство никчемности и вины,
- заниженная самооценка,
- снижение интереса и способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось,
- мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти,
- нежелание общаться с друзьями и близкими, замкнутость,
- беспричинная усталость и слабость,
- изменения аппетита и веса,
- порезы, стремление наносить себе повреждения.
Откуда она взялась
Причины для возникновения депрессии у подростков могут быть самыми разнообразными: травмирующее событие, буллинг, влияние лекарственных препаратов, гормональные нарушения, продолжительный стресс, проблемы в семье, утрата близкого человека.
Однако, по словам специалистов, в основе любой депрессии лежат представления: «я плохой» и «мир плохой» — агрессивный, грубый, эгоистичный. Любые негативные эмоции разрушают человека, но интенсивная агрессия к себе плохому — особенно. Ненависть же к «злому миру» порождает ответную волну агрессии. Все усугубляется обидой на всех: «мне очень плохо, а все вокруг злые».
Немалую роль в этом вопросе играет и информационное поле ребенка. Обратите внимание, в каких группах в социальных сетях он состоит, нет ли там опасного контента: фото самоповреждений, призывов к суициду, высказываний о бессмысленности жизни и безысходности ситуаций.
Подобрать необходимые слова
Если вы заметили тревожные признаки у своего ребенка, первое, что можно сделать, — поговорить. Начать беседу лучше так: «Я вижу, что в последнее время ты стал грустным. Расскажи, что произошло? Хочу, чтобы ты знал: я всегда рядом, готов(а) помочь, что бы ни случилось».
Важно, чтобы ребенок понял: вы на его стороне, готовы выслушать и понять. Не нужно поучать и критиковать, проявлять чрезмерную настойчивость и давить родительским авторитетом. В процессе беседы подросток сам может попросить о помощи, рассказать, что происходит.
Если подросток говорит, что ненавидит одноклассников и школу, не стоит обрушивать на него свое негодование. Лучше спросить, из-за чего он так себя чувствует, что его задевает больше всего и почему.
На слова «Всем было бы лучше без меня!» лучше всего отреагировать спокойно, сказав: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». Не переводите тему разговора, не обесценивайте слова ребенка, называя их глупостями.
Если сын или дочь жалуются, что вы их не понимаете, обязательно скажите: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Мне очень важно это знать».
Остров безопасности — семья
С пониманием относитесь к стремлению вашего повзрослевшего ребенка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить внешность. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие, стать другом. Чувство поддержки в семье станет надежной защитой в минуты, когда ему грустно.
Также можно предложить подростку вести «дневник состояний», в котором он будет описывать свои телесные ощущения, эмоции, желания, мысли. Важно выявить наиболее сильно выраженные негативные эмоции, так как именно они — основа разрушительных факторов. Для начала пусть попробует излагать мысли хаотично: все, что приходит в голову. Но важно увидеть связь депрессивных мыслей и негативных эмоций.
Если родители видят, что разговоры не дают результата, а ситуация только усугубляется, важно обратиться за помощью к специалистам. Они определят, нужна ли помощь психиатра или психолога. Порой это тоже может спасти человеку и здоровье, и жизнь.
Мне плохо: я не знаю, что делать. Советы специалистов
Что со мной происходит?
Переходным подростковым периодом считается промежуток между 14 и 18 годами. В организме идет полная перестройка. На поведение подростков оказывает влияние половое созревание, неравномерное и скачкообразное развитие во всем. Кардинальные перемены в сознании и организме зачастую вызывают у подростков тревогу, стресс, нервозность. Не все позволяют себе открыто проявлять эти негативные чувства в силу воспитания, потому подавляют их. Но если не находить способа выразить свой гнев, то можно впасть в депрессию.
У меня депрессия?
Депрессия — стойкое продолжительное снижение настроения. Она может возникать в любом возрасте и свидетельствует о подавлении сильных эмоций, недовольстве собой.
К симптомам депрессии относятся:
- подавленное или постоянно меняющееся настроение в течение продолжительного времени;
- снижение / потеря интереса практически к любой деятельности (ухудшается школьная успеваемость; возникает нежелание учиться и идти в школу);
- снижение или повышение аппетита (изменение веса более чем на 5% в течение месяца);
- нарушение сна (постоянная сонливость или бессонница);
- психомоторное (мыслительное, двигательное) возбуждение или заторможенность, которая наблюдается каждый день, чередование этих состояний;
- жалобы на плохое самочувствие (отсутствие сил, ощущение усталости, падение жизненного тонуса);
- комплекс неполноценности или основная депрессивная идея в отношении самого себя (ребенок может говорить «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я плохой», «я тупой, я бестолковый»);
- снижение способности к концентрации внимания, нерешительность, замкнутость, безразличие;
- мысли о смерти или даже попытки уйти из жизни.
«Если у подростка наблюдаются половина и более перечисленных симптомов на протяжении более двух недель, высока вероятность того, что специалист может поставить диагноз «депрессивный эпизод», — отмечает специалист Московской службы психологической помощи Надежда Ефимова.
Как понять, что нужно изменить?
По мнению американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли, чтобы лучше понять депрессию, следует рассматривать ее не только как определенное заболевание или набор симптомов, но и как некое послание. На самом деле депрессия пытается сообщить нам, что нечто в нашей жизни следует изменить, чтобы почувствовать себя лучше.
Депрессивное состояние дает нам обратную связь относительно неблагополучия трех аспектов твоей жизни:
- Биохимия — нарушения физиологического характера, заболевания, влияние лекарственных препаратов на организм, гормональные нарушения.
- Стресс, вызванный внешними условиями (неблагоприятной обстановкой в семье, появлением другого ребенка, утратой близкого, разрывом отношений, неудачами в учебе, негативным отношением учителя).
- Негативные мысли и убеждения о себе и окружающих: «я хуже всех», «я ни на что не гожусь», «я никогда никому не понравлюсь», «ко мне несправедливы», «я не могу жить без этого человека», «я схожу с ума», «мои родители меня не любят», «ничего никогда не изменится к лучшему».
Исходя из этого и необходимо действовать.
1) Пройти комплексное медицинское обследование у врачей, чтобы исключить заболевания, компенсировать нехватку микроэлементов и витаминов, проверить гормональный фон и так далее.
2) Разобраться с источниками стресса и проработать негативные мысли. Здесь может понадобиться помощь взрослых — родителей, близких, психологов.
Не нужно стесняться обращаться за помощью, если тебе плохо!
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Психолог семейного центра «Гармония» Дмитрий Ефременко:
Общение со сверстниками занимает особое место в жизни подростков. Для них важно быть частью определенной группы, коллектива в целом. В юности у молодых людей появляется особенная потребность в близости, единомышленнике, которому можно открыться, поделиться всем, что беспокоит, не боясь осуждения.
Если же подростку не удается найти себе верного друга, или, что еще хуже, он становится изгоем в группе, у него возникает чувство одиночества и оторванности от социально значимых людей.
Ситуация усугубляется, если внутри семьи подросток также не находит поддержки и взаимопонимания. Углубившееся и продолжительное одиночество может привести к депрессии, различным зависимостям, игромании и даже попыткам суицида.
Семья должна стать оплотом поддержки для подростка, а дом — местом, где он будет чувствовать себя любимым и понятым, ведь, возможно, больше он нигде не может получить это. Когда ребенок переходит в юношеский возраст, родителям важно учитывать все следующие за ним психологические и поведенческие изменения. Сам подросток просто не успевает отрефлексировать происходящее с ним. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне, с пониманием относитесь к стремлению подростка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить свой внешний вид. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие. Важно наладить доверительное общение с ребенком, избегать резкой оценочной критики.
ВСЕ ПОПРАВИМО: СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
На консультацию к психологу обратилась мама Екатерина с дочерью Марией 15 лет. В процессе беседы девочка-подросток говорила, что у нее нет сил и желания что-либо делать, в школе она многое не понимает и не успевает, в связи с этим упала успеваемость. Она также не принимала и критиковала свою внешность («Я толстая»), говорила об отсутствии близких друзей: «все думают про меня только плохое», и это мешало ей выстраивать дружеские отношения, отмечала непонимание ее состояния родителями.
Родители отрицали состояние дочери, акцентировав внимание на том, что это все лень и она сама во многом виновата. «В процессе терапии с Машей мы разбирались с ее негативными убеждениями и мыслями о себе. Поняли, когда они появились, какие чувства она испытывала, что способствовало именно таким выводам. Девочка училась выражать свои эмоции, чтобы быть понятой окружающими, при этом не разрушая себя изнутри», — рассказывает специалист.
Параллельно велась психологическая работа с родителями, в процессе которой психолог помогала искать причины непонимания, разбирала конфликтные ситуации, прорабатывала стратегии поведения во взаимоотношениях с дочерью. В результате в семье выстроились доверительные, поддерживающие отношения. У Марии появилась уверенность в себе, она догнала учебную программу и сейчас успешно учится в школе, у нее появились силы и энергия, она строит планы на будущее. Мария приняла свою внешность и с заботой стала относиться к своему телу. Исчез страх негативных мыслей со стороны окружающих и это позволило обрести друзей.
Вместе мы справимся: как родители могут помочь подростку преодолеть депрессию
Подростковый возраст — один из самых непростых периодов жизни. Организм и психика стремительно перестраиваются, гормональный бунт повышает чувствительность нервной системы, меняются жизненные установки. Противоречивых эмоций становится больше, а контролировать их все сложней. От родителей подростков часто можно услышать: «Мы не узнаем дочь, она стала замкнутой и раздражительной», «Сын полностью потерял интерес к учебе и увлечениям». Действительно, такие проявления возможны в переходном возрасте, но тут очень важно не пропустить начало депрессии. Подросток в этом состоянии особенно уязвим, поскольку только учится просить и принимать поддержку, справляться с серьезными проблемами. Как в такой ситуации могут помочь родители, советуют психологи столичных семейных центров и Московской службы психологической помощи населения.
Первые тревожные звоночки
Психологи отмечают, что депрессия забирает жизненные силы и меняет мышление в сторону самобичевания и ненависти к себе. Это заболевание имеет различные степени тяжести и много причин для возникновения. У подростков оно часто протекает замаскированно, подключается психосоматическая сфера: может быть хроническая высокая температура, боли непонятного происхождения в разных местах, проблемы с памятью и различные нарушения когнитивной сферы.
Родителям стоит обратить внимание на следующие признаки:
- нарушение сна — бессонница или сонливость,
- длительное подавленное настроение — уныние, тоска,
- трудности в учебе,
- снижение способности концентрироваться,
- чувство никчемности и вины,
- заниженная самооценка,
- снижение интереса и способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось,
- мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти,
- нежелание общаться с друзьями и близкими, замкнутость,
- беспричинная усталость и слабость,
- изменения аппетита и веса,
- порезы, стремление наносить себе повреждения.
Откуда она взялась
Причины для возникновения депрессии у подростков могут быть самыми разнообразными: травмирующее событие, буллинг, влияние лекарственных препаратов, гормональные нарушения, продолжительный стресс, проблемы в семье, утрата близкого человека.
Однако, по словам специалистов, в основе любой депрессии лежат представления: «я плохой» и «мир плохой» — агрессивный, грубый, эгоистичный. Любые негативные эмоции разрушают человека, но интенсивная агрессия к себе плохому — особенно. Ненависть же к «злому миру» порождает ответную волну агрессии. Все усугубляется обидой на всех: «мне очень плохо, а все вокруг злые».
Немалую роль в этом вопросе играет и информационное поле ребенка. Обратите внимание, в каких группах в социальных сетях он состоит, нет ли там опасного контента: фото самоповреждений, призывов к суициду, высказываний о бессмысленности жизни и безысходности ситуаций.
Подобрать необходимые слова
Если вы заметили тревожные признаки у своего ребенка, первое, что можно сделать, — поговорить. Начать беседу лучше так: «Я вижу, что в последнее время ты стал грустным. Расскажи, что произошло? Хочу, чтобы ты знал: я всегда рядом, готов(а) помочь, что бы ни случилось».
Важно, чтобы ребенок понял: вы на его стороне, готовы выслушать и понять. Не нужно поучать и критиковать, проявлять чрезмерную настойчивость и давить родительским авторитетом. В процессе беседы подросток сам может попросить о помощи, рассказать, что происходит.
Если подросток говорит, что ненавидит одноклассников и школу, не стоит обрушивать на него свое негодование. Лучше спросить, из-за чего он так себя чувствует, что его задевает больше всего и почему.
На слова «Всем было бы лучше без меня!» лучше всего отреагировать спокойно, сказав: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». Не переводите тему разговора, не обесценивайте слова ребенка, называя их глупостями.
Если сын или дочь жалуются, что вы их не понимаете, обязательно скажите: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Мне очень важно это знать».
Остров безопасности — семья
С пониманием относитесь к стремлению вашего повзрослевшего ребенка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить внешность. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие, стать другом. Чувство поддержки в семье станет надежной защитой в минуты, когда ему грустно.
Также можно предложить подростку вести «дневник состояний», в котором он будет описывать свои телесные ощущения, эмоции, желания, мысли. Важно выявить наиболее сильно выраженные негативные эмоции, так как именно они — основа разрушительных факторов. Для начала пусть попробует излагать мысли хаотично: все, что приходит в голову. Но важно увидеть связь депрессивных мыслей и негативных эмоций.
Если родители видят, что разговоры не дают результата, а ситуация только усугубляется, важно обратиться за помощью к специалистам. Они определят, нужна ли помощь психиатра или психолога. Порой это тоже может спасти человеку и здоровье, и жизнь.
Топ-5 книг о ментальном здоровье для подростков
Что почитать, чтобы понять, в порядке ли я? Елена Кандыбина, психолог и методист обучающих программ Помогающего центра благотворительного фонда «Здесь и сейчас», психолог направления помогающая психотерапия, EMDR и схематерапевт, специально для нашего спецпроекта Ты не один! Ты не одна!» собрала подборку книг для подростков о трудных ситуациях в жизни и ментальном здоровье в целом.
«Нечто совсем иное. Подростки и психическое здоровье»
Арнхильд Лаувенг
Автор книги — норвежская писательница и клинический психолог. В подростковом возрасте она заболела шизофренией и видела разнообразные зрительные и слуховые галлюцинации. Свою болезнь она описала в книге «Завтра я всегда бывала львом». Справившись с болезнью, Арнхильд Лаувенг окончила университет и стала практикующим клиническим психологом, кандидатом психологических наук.
Её книга «Нечто совсем иное. Подростки и психическое здоровье» написана для подростков, сталкивающихся с разными эмоциональными и физическими состояниями, которые могут быть для них не понятны. Арнхильд берет на себя смелость говорить о депрессии, самоповреждениях, нарушениях пищевого поведения и даже психозе. В первой части книги описаны истории разных подростков, чью жизнь меняет их состояние или заболевание. С помощью истории можно увидеть болезненные или трудные переживания как будто изнутри. Художественная подача материала делает текст увлекательным. Во второй части книги на доступном подросткам языке автор рассказывает, что происходит с ними и какую помощь они могут получить. Эта часть адаптирована под российские реалии психологической и медицинской помощи.
Книга поможет как самим подросткам, испытывающим трудности, так и их друзьям, братьям и сестрам, другим членам семьи.
«Я не OK, и это OK». Гид по хорошему настроению, заботе о себе и ментальному здоровью для подростков
Рэй Тина
Эту книгу для подростков и их родителей написала Тина Рей — детский психолог, консультант по поддержке родителей и специалист в позитивной психологии. Книга позволяет не только узнать о разных трудных внутренних состояниях (например, о перфекционизме, онлайн-зависимости, депрессии и пищевых нарушениях), но и тут же найти упражнения, которые помогут понять себя или улучшить свое состояние прямо здесь и сейчас. Затронуты и такие социальные вопросы, как безопасность в интернете, общение со сверстниками, травля. Основная мысль книги выражена в названии — разные трудные состояния и ситуации случаются с подростками (и не только). И это не значит, что подросток какой-то неправильный или «сам виноват». Книга предлагает понятные и действенные пути помощи.
Книга небольшая и напоминает комикс, где текст практически всегда сопровождается картинками. Не обязательно читать всю книгу подряд — можно сосредоточиться на том, что наиболее актуально. Помимо обращения к подросткам есть специальное примечание для родителей и опекунов.
«Руководство по выживанию для подростков. Как избавиться от тревожности»
Шеннон Дженнифер
Книга специалиста в области когнитивной психологии Дженнифер Шеннон посвящена только одной, но часто встречающейся в подростковом возрасте проблеме — тревоге. Но уж к вопросу тревоги и страха автор подходит со всех сторон: тут тебе и стеснительность, и фобии, например, страх закрытых пространство и открытых мест, и настоящая паника. В отдельных главах рассматриваются разные виды тревожных расстройств, с которыми стоит обращаться к врачу.
В первой части книги автор подробно знакомит читателя — подростка с особенностями деятельности мозга, что помогает ему лучше понять свои чувства и состояния, не пугаться их. Вторая часть книги посвящена собственно разным состояниям и способам самопомощи. А еще вся книга сопровождается забавными пояснительными рисунками. Но это не комикс — в книге довольно много текста, который иногда может быть сложно читать. Но читатель, добравшийся до последней страницы сможет не только справиться с тревогой, но и похвалиться значительными знаниями в области биологии.
Добош Энн Мари
Автор — психотерапевт, работающий с подростками, автор книг и популярных статей, написала книгу, которая поможет подросткам, которые стараются быть лучше всех и страдают от этого. Перфекционизм — это довольно болезненное и даже травмирующее убеждение, когда практически никакой результат не кажется хорошим. Такой человек не может остановиться и всё время старается улучшить сделанное. И даже завершив работу — часто остается неудовлетворенным.
В современном мире от подростка часто требуют становиться лучше и лучше, достигать вершин и обгонять других. Именно поэтому перфекционизм — частая изматывающая проблема, которая может привести к истощению, депрессии, отказу от реальной деятельности. Книга — это рабочая тетрадь, которая с помощью упражнений научит ставить реальные, а не завышенные цели, даст отпор внутреннему критику, позволит воспринимать ошибки, как нормальную жизненную ситуацию, а не конец света.
Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке
Кауфман Г., Рафаэль Л., Эспеланд П.
Авторы — клинический психолог, философ и художник — вместе написали книгу про взросление для подростков. Взросление — это неимоверно сложно, многие подростки пугаются этого и прячутся от взрослой жизни за весельем в компании, компьютерными играми или стараются стать как будто младше, чем они есть.
Книга поможет подумать, как это — быть взрослым? Как не бояться трудностей, с которыми повседневно сталкиваются взрослые люди? Что такое ответственность, про которую говорят родители? Смогу ли я понимать себя и других, строить с ними отношения, когда стану жить самостоятельно? Буду ли я счастлив, когда уже совершенно вырасту?
Подросток, прочитавший книгу научится относиться к себе и другим с уважением, видеть внутри себя не только бурю чувств, но и важные цели, желания, потребности. детей уважать себя, осознавать свои чувства и потребности и принимать на себя ответственность за свою жизнь.
Вместе мы справимся: как родители могут помочь подростку преодолеть депрессию
Подростковый возраст — один из самых непростых периодов жизни. Организм и психика стремительно перестраиваются, гормональный бунт повышает чувствительность нервной системы, меняются жизненные установки. Противоречивых эмоций становится больше, а контролировать их все сложней. От родителей подростков часто можно услышать: «Мы не узнаем дочь, она стала замкнутой и раздражительной», «Сын полностью потерял интерес к учебе и увлечениям». Действительно, такие проявления возможны в переходном возрасте, но тут очень важно не пропустить начало депрессии. Подросток в этом состоянии особенно уязвим, поскольку только учится просить и принимать поддержку, справляться с серьезными проблемами. Как в такой ситуации могут помочь родители, советуют психологи столичных семейных центров и Московской службы психологической помощи населения.
Первые тревожные звоночки
Психологи отмечают, что депрессия забирает жизненные силы и меняет мышление в сторону самобичевания и ненависти к себе. Это заболевание имеет различные степени тяжести и много причин для возникновения. У подростков оно часто протекает замаскированно, подключается психосоматическая сфера: может быть хроническая высокая температура, боли непонятного происхождения в разных местах, проблемы с памятью и различные нарушения когнитивной сферы.
Родителям стоит обратить внимание на следующие признаки:
- нарушение сна — бессонница или сонливость,
- длительное подавленное настроение — уныние, тоска,
- трудности в учебе,
- снижение способности концентрироваться,
- чувство никчемности и вины,
- заниженная самооценка,
- снижение интереса и способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось,
- мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти,
- нежелание общаться с друзьями и близкими, замкнутость,
- беспричинная усталость и слабость,
- изменения аппетита и веса,
- порезы, стремление наносить себе повреждения.
Откуда она взялась
Причины для возникновения депрессии у подростков могут быть самыми разнообразными: травмирующее событие, буллинг, влияние лекарственных препаратов, гормональные нарушения, продолжительный стресс, проблемы в семье, утрата близкого человека.
Однако, по словам специалистов, в основе любой депрессии лежат представления: «я плохой» и «мир плохой» — агрессивный, грубый, эгоистичный. Любые негативные эмоции разрушают человека, но интенсивная агрессия к себе плохому — особенно. Ненависть же к «злому миру» порождает ответную волну агрессии. Все усугубляется обидой на всех: «мне очень плохо, а все вокруг злые».
Немалую роль в этом вопросе играет и информационное поле ребенка. Обратите внимание, в каких группах в социальных сетях он состоит, нет ли там опасного контента: фото самоповреждений, призывов к суициду, высказываний о бессмысленности жизни и безысходности ситуаций.
Подобрать необходимые слова
Если вы заметили тревожные признаки у своего ребенка, первое, что можно сделать, — поговорить. Начать беседу лучше так: «Я вижу, что в последнее время ты стал грустным. Расскажи, что произошло? Хочу, чтобы ты знал: я всегда рядом, готов(а) помочь, что бы ни случилось».
Важно, чтобы ребенок понял: вы на его стороне, готовы выслушать и понять. Не нужно поучать и критиковать, проявлять чрезмерную настойчивость и давить родительским авторитетом. В процессе беседы подросток сам может попросить о помощи, рассказать, что происходит.
Если подросток говорит, что ненавидит одноклассников и школу, не стоит обрушивать на него свое негодование. Лучше спросить, из-за чего он так себя чувствует, что его задевает больше всего и почему.
На слова «Всем было бы лучше без меня!» лучше всего отреагировать спокойно, сказав: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». Не переводите тему разговора, не обесценивайте слова ребенка, называя их глупостями.
Если сын или дочь жалуются, что вы их не понимаете, обязательно скажите: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Мне очень важно это знать».
Остров безопасности — семья
С пониманием относитесь к стремлению вашего повзрослевшего ребенка иметь личную жизнь. Не обесценивайте новые увлечения, музыкальные пристрастия и желание изменить внешность. Постарайтесь не просто понять его, но и по необходимости принимать в этом участие, стать другом. Чувство поддержки в семье станет надежной защитой в минуты, когда ему грустно.
Также можно предложить подростку вести «дневник состояний», в котором он будет описывать свои телесные ощущения, эмоции, желания, мысли. Важно выявить наиболее сильно выраженные негативные эмоции, так как именно они — основа разрушительных факторов. Для начала пусть попробует излагать мысли хаотично: все, что приходит в голову. Но важно увидеть связь депрессивных мыслей и негативных эмоций.
Если родители видят, что разговоры не дают результата, а ситуация только усугубляется, важно обратиться за помощью к специалистам. Они определят, нужна ли помощь психиатра или психолога. Порой это тоже может спасти человеку и здоровье, и жизнь.
Диагностика тенденций: виды суицидального поведения
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире сводят счеты с жизнью более 800 000 человек. Причем в среднем на каждого приходится 20 попыток. И они — важнейший фактор риска совершения такого же поступка в дальнейшем. В возрасте от 15 до 29 лет самостоятельный уход из жизни — вторая по значимости причина насильственной смерти, которая уступает только гибели в автодорожных происшествиях.
В последние годы ВОЗ фиксирует рост числа суицидов, совершаемых детьми и подростками. Число попыток тоже растет. К сожалению, официальная статистика не учитывает эти данные, а также случаи, которые формально оцениваются, как несчастные. Неучтенными остаются приблизительно каждый шестой случай у юношей и каждый четвертый у девушек.
Суицидальное поведение подростков может иметь различный психологический смысл и выступать как:
- способ избежать трудностей, справиться с безвыходной с точки зрения ребенка ситуацией, являться «актом отчаяния»;
- «акт мести кому-то, кто потом обо всем пожалеет»;
- способ получить внимание и помощь близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам нельзя говорить, то есть быть специфическим способом коммуникации;
- акт протеста против чего-то или кого-то.
Виды суицидального поведения
Истинное суицидальное поведение — преднамеренные действия, направленные на лишение себя жизни. Ему чаще всего предшествует длительное депрессивное состояние, чувство безнадежности, утрата смыслов, детальная проработка психотравмирующей ситуации. Когда решение принято, тщательно выбирается место, способ (как правило, со 100% летальностью), осуществляются подготовительные действия (раздают вещи, пишут предсмертные записки, мирятся с врагами и т.п.).
Аффективное суицидальное поведение — совершается на пике эмоций, на фоне острого психотравмирующего события, которое может служить «последней каплей». Суицидальные действия при этом реализуются реактивно, по типу «короткого замыкания». Аффективные суицидальные попытки, в отличие от истинных, чаще совершаются в присутствии людей; действий, чтобы обезопасить суицидальную попытку не предпринимается.
Демонстративное суицидальное поведение не связано с желанием умереть. Это способ привлечь к себе внимание близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам говорить нельзя. Демонстративное суицидальное поведение часто используют как специфический способ коммуникации, когда кажется, что других способов получить желаемое нет, а так— тебя слышат и откликаются.На самом деле это крик о помощи, который по каким-то причинам не может быть выражен более прямым способом. Способы как правило выбираются нелетальные, действия просчитываются, суицидальную попытку совершают либо на глазах близких, либо о ней обязательно сообщают. Важно: такое поведение никогда не стоит оценивать как шантаж, манипуляцию, не стоит провоцировать, бросать вызов человеку, угрожающему покончить с жизнью.
Скрытое, или непрямое суицидальное поведение (косвенное) — это саморазрушающее или рискованное поведение, без четких суицидальных мотивов. Сюда относятся злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, занятия экстремальными видами спорта и т.п.). При этом человек понимает, что такое поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
Этапы формирования суицидального поведения:
- антивитальные переживания;
- пассивные суицидальные мысли;
- активные суицидальные мысли;
- суицидальные намерения, разработка плана;
- поиск и подготовка средств для его осуществления;
- суицидальные попытки;
- завершенный суицид.
По времени весь суицидальный процесс может составлять от нескольких месяцев до нескольких минут. Непосредственному акту самоубийства предшествует период, называемый специалистами «пресуицид», и включающий две фазы.
Первая не сопровождается суицидальным поведением. Подросток активно ищет «точки опоры», стремится найти выход из мучительной ситуации, ищет поддержки окружающих. Постепенно, исчерпывая различные варианты, он убеждается в безвыходности и неразрешимости своей проблемы. Остро ощущается невыносимость существования, одиночество, безысходность. На этом этапе работа с психологом дает наиболее высокие результаты.
Вторая фаза включает в себя собственно весь суицидальный процесс от мыслей до попытки самоубийства. По мнению специалистов, на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению суицида, как правило, малоэффективны. Требуется вмешательство врача-психиатра и подключение медикаментозной терапии.
Источник: «Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации» Методические рекомендации № 61.
Авторы: к.м.н. М.А. Бебчук, к.м.н. А.Я. Басова, к.м.н. П.В. Безменов, к.м.н. Э.Г. Рытик,
Ю.В. Северина, С.Л. Залманова. ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», 2020
Факторы риска и защиты: личность, семья, общество
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
Факторы риска
Чем больше факторов риска присутствует в ситуации одного человека, тем больше вероятность появления у него суицидального поведения. Но, отсутствие факторов риска не означает, что подросток не сможет покончить с жизнью.<
- Наличие трагических попыток в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, тем выше риск. Чем серьезнее были попытки, тем выше риск. Чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
- Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
- Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
- Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
- Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности др.
- Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
- Асоциальное поведение;
- Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
- Повышенные требования к себе, перфекционизм;
- Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
- Перенапряжение, усталость, астенизация;
- Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
- Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
- Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
- Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
- Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.
Семейные факторы риска:
- Психические заболевания в семье;
- Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
- Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей; • Конфликтная обстановка в семье;
- Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и недостаточная интеграция ребенка в социум;
- Жестокое обращение и насилие в семье;
- Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
- Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
- Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
- Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»), в том числе психического неблагополучия.
Социальные факторы риска:
- Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
- Потеря близких людей;
- Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
- Отвержение или травля со стороны сверстников;
- Утрата близких людей;
- Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
- Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)
Факторы риска специфичные для школьной среды:
- Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
- Чувство отвергнутости, стигматизация в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
- Высокие учебные требования;
- Стигматизация ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.
Защитные факторы
Наличие факторов риска уравновешивается защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.
Среди защитных факторов выделяют:
Личностные факторы
- Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
- Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
- Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
- Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
- Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
- Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.
Семейные защитные факторы: высокая сплоченность и гибкость семьи.
Социальные защитные факторы:
- Развитая сеть социальной поддержки:
- Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
- Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или особенным значимым человеком;
- Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
- Чувство, что тебя слышит, с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
- Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).
Защитные факторы, специфичные для образовательной среды:
- Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
- Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
- Наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
- Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле; Обучающие курсы для развития коммуникации между преподавателями и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
- Информирование учеников о серьезности проблемы травли и личной и юридической ответственности за такое поведение;
- Разрешение проявлений горевания в случае, если в образовательной организации произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
- Создание сети школьной поддержки, выделение специалиста, специально обученного по теме работы с суицидальным поведением, «поддерживающей фигуры», к которому может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;
Как помочь или стратегии действий специалиста
Статья подготовлена по материалам Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
Быстрые и решительные действия могут спасти жизнь подростка. Специалисты Центра имени Г.Е. Сухаревой дают рекомендации сотрудникам образовательных организаций, учителям, социальным работникам, специалистам по работе с семьей.
Стратегия 1
Иметь в доступе телефоны экстренной службы помощи или других служб
Немедленно связаться с семьей. Важно, чтобы мы имели поддержку семьи и специалистов, работающих с профилактикой суицида (психиатров, психологов), друзей. Внутри образовательной организации полезно создать систему связи с сотрудниками, имеющими специальное образование по работе с суицидальным поведением. В случае актуального суицидального поведения нужно принимать срочные меры:
- Важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу.
- Немедленно информировать его родителей или законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь.
- Позвонить в службы экстренной помощи через 112. Работа экстренных служб необходима в ситуации высокого суицидального риска, попытки или завершенного суицида. Если суицидальное поведение связано с травлей или буллингом, необходимо сообщить в полицию, объяснить ученикам, что доведение до самоубийства — это наказуемое преступление, в связи с чем дело будет расследовать следственный комитет.
Стратегия 2
Ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида
- Убрать из зоны досягаемости все предметы, которыми можно навредить себе.
- Ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу.
- Ограничить возможности перемещения ребенка.
Стратегия 3
Не оставлять ребенка одного с проблемой — включать в ситуацию учителей, друзей и других сверстников
Чувство одиночества и отвержения — один из факторов риска. Даже если подростка выписали из больницы, куда он попал в связи с суицидальными проявлениями, опасность может сохраняться и после выписки. Необходимо продолжать работу с профессионалами, медиками и значимыми людьми из окружения ребенка. Большое количество суицидов происходит на этапе кажущегося улучшения, когда у человека появляются энергия и воля для того, чтобы довести суицидальные идеи до конца. Они могут появляться снова, но такие идеи непостоянны, и во многих случаях не возобновляются после лечения.
Стратегия 4
Развивать коммуникативные навыки: спрашивать и слушать
Выслушав подростка, его мысли и переживания, связанные с суицидальным поведением, мы поможем снизить уровень напряжения, дадим ему понять, что мы беспокоимся о нем и хотим ему помочь.
Чего НЕ делать?
- Не осуждать ребенка ни вербально, ни невербально;
- Не упрекать ребенка в способе мыслей или поведения (например, «как ты можешь говорить такое?»). Не критиковать, не спорить, не насмехаться над ним, не провоцировать, не бросать вызов.
- Не преуменьшать, не обесценивать проблемную ситуацию, которую он проживает. (Нельзя: «Да ладно тебе, это нормально, все пройдет!»)
- Не впадать в панику, не показывать страх. Если мы не знаем как действовать, мы точно можем, по крайней мере, спокойно выслушать и как можно скорее найти специализированную помощь и поддержку.
- Стараться не использовать аргументы вроде «ты сделаешь очень больно своему брату, родителям», если мы не знаем точно, каковы сейчас отношения с этим людьми, поскольку, бывает так, что именно этого подросток хочет добиться. Нужно подчеркивать в позитивном ключе важность его для нас и других людей, особенно если мы владеем информацией о том, кто именно ему дорог.
Стратегия 5
Забота о себе (реабилитация) персонала образовательной организации
Эту стратегию следует использовать во время любого процесса помощи человеку с суицидальным риском. Рекомендуется, чтобы воспитатели и другие сотрудники образовательной организации, которые оказались включены в активное взаимодействие с человеком с суицидальным риском, обратились за специализированной помощью, а не брали на себя роль и ответственность профессионалов.