Буллинг
Физическое насилие
Регулярные драки (толкание, пихание, пинки, подножки, подзатыльники, удары и пр.)
в детском коллективе — повод для взрослых спросить, что происходит.
Словесный буллинг
Очень быстро перерастает в другие более изощренные формы психологического насилия. А с быстрым распространением соцсетей словесный буллинг становится одной из причин детских самоубийств.
Угроза/Запугивание
Угроза не высказывается публично, это личностный процесс. Угроза подразумевает невозможность обратиться за помощью: «Тебе все равно не поверят», «Если пожалуешься, я тебя поймаю и изобью» и т.д.
Бойкот
Самая сложная для выявления разновидность травли. Жертва намеренно изгоняется либо игнорируется частью или всем коллективом. Сопровождается распространением записок, нашептыванием оскорблений, унизительными надписями в общественных местах.
Вымогательство
Вымогательство часто сочетается с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать деньги или вещи для булли, выполнять школьные обязанности за других и т.д.
Порча имущества
Повреждение имущества, в результате чего могут быть испорчены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи. Порчу можно отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое проявление регулярно повторяется.
Физическое насилие
Регулярные драки (толкание, пихание, пинки, подножки, подзатыльники, удары и пр.) в детском коллективе — повод для взрослых спросить, что происходит.
Словесный буллинг
Очень быстро перерастает в другие более изощренные формы психологического насилия. А с быстрым распространением соцсетей словесный буллинг становится одной из причин детских самоубийств.
Угроза/Запугивание
Угроза не высказывается публично, это личностный процесс. Угроза подразумевает невозможность обратиться за помощью: «Тебе все равно не поверят», «Если пожалуешься, я тебя поймаю и изобью» и т.д.
Бойкот
Самая сложная для выявления разновидность травли. Жертва намеренно изгоняется либо игнорируется частью или всем коллективом. Сопровождается распространением записок, нашептыванием оскорблений, унизительными надписями в общественных местах.
Вымогательство
Вымогательство часто сочетается с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать деньги или вещи для булли, выполнять школьные обязанности за других и т.д.
Порча имущества
Повреждение имущества, в результате чего могут быть испорчены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи. Порчу можно отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое проявление регулярно повторяется.
Как понять, что вашего ребенка травят сверстники?
Родителям важно знать, что может сигнализировать о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Психологи Городского психолого-педагогического центра подготовили список «маркеров».
- Ваш ребенок без видимых причин в последнее время постоянно грустит и чем-то расстроен. Любые попытки выяснить, что произошло, наталкиваются на молчание, «отгораживание» и даже слезы.
- Ваш ребенок не хочет идти в школу. Дети порой капризничают, высказывая свое нежелание учиться. Главное, отличить обычный каприз от реальной проблемы. Если у ребенка постоянно портится настроение перед началом учебного дня или он регулярно симулирует болезни, есть повод задуматься. А бывает, что у ребенка резко снизилась учебная мотивация и успеваемость, а он как будто озабочен чем-то другим. Это тоже тревожный симптом.
- Ваш ребенок стал более замкнутым, он перестал общаться с прежними друзьями или ходить куда-то в привычные для него места (на любимую спортивную площадку, в кружок или секцию, в школу).
- Вы стали регулярно замечать повреждения «странного» происхождения (ссадины, синяки, следы укусов) на теле своего ребенка, при этом на ваш вопрос «Что случилось?» сын или дочь не только не может дать внятного ответа, а, напротив, избегает разговора на эту тему. Если это единичный случай, возможно, имел место конфликт с дракой, но если такое происходит постоянно, пора бить тревогу.
- У ребенка резко меняется поведение, снижается его общая активность, он начинает чего-то бояться, демонстрирует неуверенное и даже нервозное поведение, вплоть до появления навязчивых (постоянно повторяющихся) движений и тиков. Когда ребенок становится жертвой буллинга, он страдает от невротических проявлений. Из-за этого может быть потеря аппетита и плохой сон. Также характерна резкая перемена настроения: от истерики до абсолютного спокойствия.
- Ваш ребенок стал регулярно просить у вас деньги на какие-то незначительные мелочи, а по его объяснениям вы понимаете, что он обманывает.
- У ребенка появились частые нетипичные для него жалобы на физическое состояние (головная боль, слабость, боль в животе), которые позволяют ему остаться дома.
- Когда вы хотите пойти в школу, в секцию или зайти на его страницу в Интернете, чтобы прояснить ситуацию изменений в поведении, то он начинает активно сопротивляться, просит вас этого не делать, аргументируя либо тем, что всё в порядке, либо высказывает опасения, что ваше вмешательство только ухудшит ситуацию.
- Если у ребенка резко упала успеваемость в школе, а причину он вам объяснить не может, вполне возможно, проблема во взаимоотношениях с одноклассниками. В таких ситуациях вся энергия тратится не на учебу, а на защиту от травли.
- У ребенка пропадают вещи и портится одежда, а почему так происходит, он объяснить не может. Часто дети боятся признаться, что их вещи отобрали или сломали агрессоры.
Важно помнить, что каждый из описанных пунктов в отдельности не является прямым доказательством, что ваш ребенок стал жертвой травли, но, если у него наблюдается сразу несколько вышеописанных особенностей, есть повод задуматься о том, что ему необходима ваша помощь, даже если он от неё отказывается.
ТЕСТ
- Тест. Детские шалости или буллинг? Как понять, что ребенок в опасности https://dszn.ru/testing/bullyi...
Что делать, если травят ребенка?
Каждый родитель хотел бы оградить своего ребенка от опасностей и разочарований. К сожалению, травля и издевательства среди подростков — обычное явление. В такой ситуации нельзя впадать панику, нужно действовать!
Психологи подготовили пять советов, которые помогут родителям защитить ребенка от буллинга:
- Не давать волю эмоциям.
Постарайтесь сохранять спокойствие. Разбираться в ситуации нужно с «холодной» головой. Важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно ребенок. - Не перекладывайте ответственность.
Не пускайте ситуацию на самотек. Ребенок сам с ней не справится. Решать такие проблемы должны именно взрослые. - Узнайте причины.
Поговорите с классом, учителями, родителями, буллером. Выясните реальные причины такого отношения к вашему ребенку. - Поддерживайте.
Ребенку в такой момент очень нужна поддержка. Дайте понять, что вы на его стороне. Окружите малыша заботой и вниманием, больше общайтесь. Ребенок должен чувствовать, что он не один. - Просите помощи.
Решать такие вопросы нужно только в правовом поле. Обратитесь в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), психологам. Защищайте ребенка всеми законными способами.
Сейчас широко применяется процедура медиации в учебных заведениях. Она позволяет установить истинные причины конфликта, а затем примирить оппонентов. Есть много способов, и они работают.
Алгоритм действий для родителей от Травли.NET
Детский буллинг появляется по разным причинам. Например, из желания самоутвердиться за счет слабого или получить удовольствие от унижения другого человека. Подсознательно это может быть связано с личным опытом булли (человека, совершающего травлю) и транслируется как попытка «отразить» свою травму. Травля — это еще проявление собственной агрессии, причиняющей моральный и даже физический вред другому человеку.
Детский буллинг — это повторяющиеся
- критические замечания,
- насмешки со стороны сверстников,
- унизительные высказывания со стороны педагога,
- физические действия оскорбительного характера, нарушающих личностные границы ребенка (плевки, удары, дергание за волосы, толкание),
- насильственные действия (удары указкой, подзатыльники и т.д.)
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Нина Петроченко, директор Московской службы психологической помощи
«Причины проявления буллинга у мальчиков и девочек отличаются. Чаще всего парней травят за слабую физическую подготовку, взрывной характер, принадлежность к непопулярной группе детей или немодные вещи. Девочек буллят за внешность, эмоциональные особенности, излишний вес и успеваемость. Также жертвами часто становятся дети с заиканием»
ПОРТРЕТ
БУЛЛИ — ОБИДЧИКА
- Чаще всего травлю по отношению к другому проявляют дети, у которых плохо установлены личностные границы в общении.
- Они не признают авторитета взрослых. Зачастую сами булли страдают от собственной уязвимости из-за недостатка любви со стороны родителей.
- У них заниженная самооценка, нет ощущения чувства собственного достоинства.
- Это дети с чувством внутренней неудовлетворенности, но не осознающие, что сами страдают от негативного отношения к себе в прошлом со стороны других детей или взрослых.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ШКОЛЬНИК СТАЛКИВАЕТСЯ С ТРАВЛЕЙ — ОДНИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ БУЛЛИНГА, ДРУГИЕ — АГРЕССОРАМИ, А КТО-ТО НАБЛЮДАЕТ СИТУАЦИЮ СО СТОРОНЫ.
Психологи подготовили четыре совета, которые помогут ребенку избежать опасных ситуаций.
1
Не молчи.
Всегда рассказывай о случаях травли взрослым, которым доверяешь. Ничего не скрывай. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю.
2
Не участвуй в травле.
Избегай конфликтных ситуаций, в которых возможна травля. Никогда не участвуй в буллинге сам.
3
Не мсти.
Этот вопрос нужно решать только в правовом поле. Если тебя обидели, нельзя отвечать тем же. Это может привести к новым проблемам.
4
Повышай самооценку.
Ищи свои сильные стороны и развивай их. Может это получится не сразу, но однозначно сделает тебя психологически сильнее.
Как понять, что тебя буллят
Не для всех детей школа — это хорошие и добрые воспоминания. Когда ребенок сталкивается с жестокостью и травлей одноклассников, это наносит порой непоправимый урон психическому здоровью. Но бывает сложно отличить самый настоящий буллинг от недопонимания в коллективе.
Как же понять, что ты стал жертвой травли и все нападки со стороны сверстников — не просто временное осложнение отношений или единичный конфликт? Советы от психологов Городского психолого-педагогического центра:
- Одноклассник (один или несколько) демонстративно не общается с тобой, игнорирует твои слова, просьбы, вопросы. Это происходит не один или несколько раз, а случается постоянно, и любые твои попытки прояснить ситуацию, помириться не приводят к успеху.
- Кто-то за твоей спиной распускает о тебе сплетни, порочащие твое имя. При этом ты точно знаешь, что не делал того, в чем тебя обвиняют, но, чем больше ты будешь пытаться доказывать свою невиновность, тем активнее другие будут пытаться «очернить» тебя в глазах окружающих.
- Кто-то из ребят (может быть, даже твой «друг») ежедневно, при любом удобном случае, прилюдно обзывает тебя или ставит в неловкую ситуацию. При этом явных причин для ссор и конфликтов нет, к тебе просто придираются, даже когда ты ведешь себя дружелюбно.
- У тебя в социальных сетях регулярно появляются «грубые», негативные комментарии, множество дизлайков. При этом твои попытки заблокировать обидчиков приводят к тому, что на тебя обрушивается еще больше негатива от подписчиков с неизвестных тебе адресов.
- Кто-то из твоих одноклассников или ребят постарше практически каждый раз при встрече угрожает тебе, толкает, а может, и делает тебе больно. При этом любые твои попытки мирно решить ситуацию не приводят к успеху.
- Твой обидчик может без спроса брать у тебя вещи, нарочно на твоих глазах портить и ломать их или просто забирать себе. Любые твои просьбы вернуть твою вещь вызывают лишь веселье у обидчика.
- Ты начинаешь бояться встречи с теми, кто тебя обижает, пытаешься избегать мест, где можешь с ними встретиться.
Все вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят (одноклассников или знакомых), которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.
Что делать, если тебя травят
Важно понимать, что с буллингом практически невозможно справиться в одиночку. Привлекай помощь взрослых!
Что делать?
- Всегда рассказывай о случаях травли взрослым, которым доверяешь. Ничего не скрывай — это в твоих интересах.
- Необходимо избегать конфликтных ситуаций (как групповых, так и индивидуальных), в которых возможна травля. Если тебе предложат стать участником такой ситуации — отклонять предложения.
- Если тебя обидели, нельзя отвечать тем же. Это может привести к новым проблемам. Лучше искать положительных друзей среди сверстников, чтобы избежать возникновения неприятных ситуаций.
- Старайся постоянно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Ищи свои сильные стороны и развивай их. Может, это получится не сразу, но однозначно сделает тебя психологически сильнее.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. Обязательно рассказать родителям о таких случаях.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг — это травля в сети, когда волна агрессии от многих людей направляется на одного человека или компанию.
У кибербуллинга множество форм: оскорбительные сообщения, угрозы в соцсетях и мессенджерах, создание и распространение компрометирующего контента, рассылка унизительных видео и многое другое.
У кибербуллинга множество жертв: 58% россиян сталкивались с агрессией в сети.
И это не только подростки. Стать жертвой онлайн-травли может абсолютно любой интернет-пользователь. А последствия могут быть самыми печальными — жизнь в интернете сегодня слишком переплетена с жизнью в офлайне.
11 ноября — День борьбы с кибербуллингом. Этот термин появился у ученых-психологов во второй половине 1990-х годов. Уже в то время были описаны случаи травли на интернет-площадках: чтобы сводить счеты друг с другом, люди начали выбирать дистанционное взаимодействие.
Как бороться с кибербуллингом: пошаговая инструкция от психолога
Как бороться с травлей, рассказала клинический психолог Марина Солдатенкова.
Пошаговая инструкция по борьбе с кибербуллингом в социальных сетях:
- Узнайте, на какой площадке — во Вконтакте, Инстаграме и т.д. — происходит травля.
- Сообщите о произошедшем представителям социальной сети.
- Подумайте, кому еще нужно сообщить о ситуации. Пытаться выяснять отношения с обидчиками самостоятельно чаще всего бесполезно и может все ухудшить.
- Сохраните доказательства — не удаляйте буллинговые электронные письма или сообщения.
- Помогите ребенку изменить настройки его профиля в социальных сетях
- Поддержите ребенка. Расскажите ему о том, что он не виноват.
До ребенка важно донести, что с незнакомцами в интернете нужно общаться как с незнакомыми на улице и не добавлять их в друзья. Если контакт с ребенком есть — а так, к сожалению, бывает не у всех родителей — попросите его обязательно держать вас в курсе о развитии ситуации и не отвечать на оскорбления. Настройте компьютер ребенка — установите антивирус, включите файервол, настройте браузер. Объясните ребенку, что ему стоит игнорировать звонки и СМС с незнакомых номеров. Сделайте ребенку ограниченную учетную запись.
Кампания против кибербуллинга — kiberbulling.net
Что делать, если вы стали свидетелем травли в интернете
Главное оружие против буллинга — сопереживание. Не думайте и не говорите, что кибербуллинг — это #ничегострашного. Подумайте, как помочь жертве.
- Определите для себя, что происходит, постарайтесь назвать вещи своими именами. Это не позволяет интернет-агрессорам прикрывать высокими целями совершаемое насилие.
- Поддержите человека, скажите, что происходящее никак не относится к нему самому, ни в коем случае не его характеристика, а исключительно несправедливое отношение одного конкретного человека или группы людей.
- Если кибертравля еще не разрослась, то расскажите, как именно можно заблокировать преследователей. Посоветуйте прекратить всяческое общение с такими людьми.
- Если ситуация опасная, то, возможно, следует обратиться в полицию или призвать к общественному резонансу. Многие соцсети противостоят кибертравле. Так, ВК блокирует профили и сообщества, через которые распространяют прямые угрозы жизни и здоровью, призывы к суициду в различной форме, враждебные, угрожающие и поощряющие насилие высказывания, призывы к изоляции или сегрегации, словесные подтверждения превосходства одних групп над другими для оправдания насилия, дискриминации и т.д.
- Если необходимо, расскажите, как противостоять травле с привлечением правоохранительных органов.
- Если вы можете быть рядом с человеком, столкнувшимся с кибербуллингом, — будьте.
Иногда даже молчаливое присутствие или теплое объятие способно дать возможность страдающему человеку почувствовать себя значимым и важным и не терять доверие к миру!
ГДЕ ПОМОГУТ
У жертвы буллинга нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию, издевательства ожесточают, травмируют, ведут к тяжелым последствиям для формирующейся психики. Буллинг — это крик о помощи.
При буллинге единственный верный путь — вмешательство взрослых!
Буллинг — это не спонтанный взрыв насилия, а долгоиграющая и хладнокровная политика продуманных издевательств.
Это всегда вызов школе как образовательному учреждению. Меры по предотвращению буллинга требуются столь же методичные, спланированные и долгоиграющие. По сути, профилактика буллинга должна быть заложена в организационной культуре школы.
Требовать от школы гарантий, что в ее стенах никогда не возникнет травля — бессмысленно. Далеко не все зависит от ваших усилий и внимания. Детские и подростковые коллективы еще эмоционально незрелые и находятся в процессе поиска собственного «я». Это сложный этап взросления, чреватый патологиями, одной из которых и является буллинг.
Однако школа должна сделать все, чтобы дети понимали разницу между конфликтом и травлей. И знали, как решать конфликты, желательно без применения физической силы, а также умели уверенно и твердо противостоять насилию.
Самая распространенная позиция педагогов в ситуации с буллингом в России — мы не должны вмешиваться, дети сами разберутся. Вторая по популярности модель поведения учителя — причем здесь школа, во всем виновата семья/сам ребенок. Логика рассуждений, которая подталкивает школу занимать такие позиции, очень простая. Если у меня в классе зафиксирована травля, то я плохой учитель. Проморгал, не предотвратил, пренебрег симптомами и т.д. Разумеется, такой вывод неприятен для самолюбия и профессиональной состоятельности сам по себе. Поэтому учителя не хотят признавать происходящее в классе буллингом, особенно если это мелкие стычки в виде оскорблений, порчи канцелярии или других методов, которые не связаны с физическим насилием.
Однако есть и более серьезные аргументы в пользу отрицания фактов травли. Учитель думает, что, признавая буллинг в своем классе, он «выносит сор из избы», ставит себя под удар и вредит имиджу школы в целом. Слишком много оказывается поставлено на карту, а значит проще занять выжидательную позицию, возвращаясь к первой успокоительной мысли — все это детские «недоразумения». В конце концов, дети должны научиться справляться с такими вещами самостоятельно.
КАК БЫ ЭТО НИ БЫЛО НЕПРИЯТНО ПРИЗНАВАТЬ ШКОЛЕ — ОБЕ ЭТИ ПОЗИЦИИ ПОЛНОСТЬЮ НЕВЕРНЫ И ДЕСТРУКТИВНЫ. ПО СУТИ, ИМЕННО ТАКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРОВОЦИРУЕТ БУЛЛИНГ, ТАК КАК ЯВЛЯЕТСЯ МОЩНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
Когда же факты травли уже невозможно отрицать или скрывать включается схема: вы/ваш ребенок сами виноваты. Ваш ребенок не вписывается в коллектив, проведите с ним работу, во всем виновата семья и далее по списку.
Где же граница, по которой проходит разделение ответственности между семьей и школой за буллинг в детских коллективах?
1
Во-первых, за исключением очень редких случаев не бывает так, что виновата только школа или только семья. То, что ребенок столкнулся с буллингом — это общая ответственность, общая проблема и решать ее надо вместе. Попытка школы самоустраниться от одного проблемного случая, от одной «скандальной» родительницы, от одного «странного» ребенка, которого не принимает коллектив, ведет к тому, что буллинг становится сначала привычкой, а потом традицией в коллективе. Чем более старательно школа закрывает глаза на факты травли, тем более нездоровой и опасной становится атмосфера в классах. И тем более велики шансы, что в результате неконтролируемой детской и подростковой агрессии случатся уже непоправимые события.
2
Во-вторых, травлю в классе не стоит связывать с оценкой конкретного учителя или школы в целом. Буллинг начинается и в гимназиях с высокими рейтингами, и в частных элитных заведениях, и в районных общеобразовательных школах. У вас в классе может быть только что получившая диплом учительница или педагог с огромным стажем и опытом, сильный учитель, имеющий множество наград, или случайно оказавшийся в школе человек с дипломом педагогического колледжа. Квалификация, опыт, высокие показатели успеваемости — ни один из этих факторов не гарантирует, что в классе не случится травли. Поэтому ситуация буллинга должна рассматриваться безотносительно к оценке конкретного учителя. Если что и должно оцениваться, так это реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.
3
В-третьих, учитель и школа в целом не имеют права игнорировать факты буллинга. Школа несет ответственность за здоровье детей, в том числе и психологическое. Буллинг создает реальную угрозу здоровью и нормальному психическому развитию ребенка. У школы не может быть приоритетов выше. Все разговоры о престиже школы, сохранении традиций, чести и достоинстве коллектива при угрозе здоровью ребенку должны отходить на задний план.
4
В-четвертых, школа обязана отслеживать и предотвращать те конфликтные ситуации, которые потенциально могут трансформироваться в буллинг. Школьная стратегия по профилактике травли не может носить характер разовых мероприятий или бумажной отчетности. В идеале профилактика буллинга должна быть частью организационной культуры школы. В любом случае, работа по предотвращению травли — это комплекс последовательных и связанных мероприятий, которые охватывают всех детей (от начальной школы до выпускных классов).
Помимо профилактики буллинга школа должна иметь четкий план действий в том случае, если предотвратить травлю не удалось. Вовремя локализовать буллинг и минимизировать ущерб для всего коллектива — это задача школы.
Что делать учителю?
Все советы и рекомендации сводятся к двум главным задачам:
1. Наблюдать
2. Не молчать
Даже если вы ведете всего один-два урока в неделю, не заметить нездоровую обстановку в классе невозможно. Даже просто зайдя в класс на перемене и посмотрев на поведение детей, уже можно сделать некоторые выводы о том, как распределяются социальные роли в коллективе. Кто лидер, кто аутсайдер. Кто популярен, кто, напротив, к популярности не стремится. Заправляют ли в коллективе девочки или у мальчиков и девочек свои сообщества по интересам. И уж точно можно заметить, если кому-то клеят бумажку с обидным прозвищем на спину, прячут чей-то портфель, шушукаются над видео в телефоне, ехидно оглядываясь на конкретного ребенка и т.д.
Это не значит, что срочно надо бить в набат и кричать «буллинг», но насторожиться и задуматься точно стоит. И точно стоит поделиться своими наблюдениями с классным руководителем и проанализировать реакцию на свои слова.
Под особое наблюдение в классе должны попадать новички (особенно те, кто приходит в уже сложившийся коллектив), ярко выраженные интроверты (их проще ранить, им сложнее налаживать социальные связи, им сложнее выразить свои чувства), «белые вороны» (те, дети, которые чем-то сильно выделяются на фоне остального коллектива).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БУЛЛИНГ В АКТИВНОЙ ФАЗЕ?
Если травля перешла в активную фазу — это нельзя не заметить.
Останавливайте и действуйте по обстоятельствам, если видите оскорбления, драки, неуместные шутки. Выявляйте зачинщиков. Если ребенок нарушил устав школы, вызывайте родителей и привлекайте руководство школы.
Если до грубых нарушений и физического насилия дело не дошло, проводите беседу со всеми участниками конфликта.
Бездействовать в травле недопустимо. Бездействуя, вы поощряете агрессоров, даете разрешение на дальнейшие издевательства.
Не делите детей на жертву и виновных. Не закрепляйте статусы. Ваша прочувственная речь, о том, что Леночка плохо успевает в учебе, но это не повод ее дразнить, может убедить детей, что они все правильно поняли. Леночка-дурочка, значит они правильно расставили социальные роли. Значит можно продолжать в том же духе.
Не молчите. Разговаривайте с детьми, моделируйте конфликтные ситуации, разбирайтесь в сложившейся системе отношений в классе. Покажите, какие границы нельзя переступать ни в каком случае.
Зовите педагога-психолога. Вмешательство третьей незаинтересованной стороны всегда полезно. В том числе и для вас. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта, еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов.
Вызывайте родителей. Вы не справитесь в одиночку. Возможно, корни проблемы лежат дома, в семье. Вы не увидите всей картины, если не поговорите с родителями и жертв, и агрессоров.
КАК НЕ СПРОВОЦИРОВАТЬ БУЛЛИНГ СОБСТВЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?
Оценивайте поступки, а не детей. Старайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «лентяй», «трусишка» и другие.
Избегайте появления «любимчиков» и «изгоев». Конечно, все дети разные, и кто-то вам симпатичен, а с кем-то тяжелее наладить контакт. Но ребенок не виноват в том, что он вас раздражает. А вот явное благоволение одним и пренебрежительное отношение к другим создает питательный раствор для травли в вашем классе.