Объявление
МБОУ "Ивановская СОШ"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ивановская средняя общеобразовательная школа" Нижнегорского района Республики Крым
Пусть школьные времена будут полными счастья и чудес!!! Добро пожаловать на наш официальный сайт!!!

Моим учителям я посвящаю эти строки…

Добавлено: 17 мая 2023 19:14
1030 просмотров |

   В судьбе каждого человека школьные годы оставляют, пожалуй, самые добрые и счастливые воспоминания. Первый школьный звонок, первая учительница и первый урок – это то, что останется в памяти навсегда и, к сожалению, уже никогда не повторится. 2023-й год объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. И, наверное, настало время поговорить об учителях, вспомнить о школе, о буднях и проблемах современного образования, и, главное, – воспользоваться возможностью в этих строках низко поклониться своим учителям и ещё раз сказать им душевное и по-детски  искреннее – спасибо!

   В жизни никогда не бывает случайностей. Всё в ней чётко продумано и развивается по какому-то грандиозному, никому не известному сценарию. Не случайно и мне довелось в своё время стать учеником своей родной Ивановской школы. Очень хорошо помню 1 сентября 1994 года. 1-А класс Ивановской, тогда ещё неполной средней школы. Огромное количество детей, маленьких, как я, и очень больших, почти взрослых (в школе тогда обучалось свыше 350 детей). И, конечно же, волнение и полное неведение, что меня ждёт в ближайшие 11 лет (да-да, никаких перескоков из третьего в пятый у меня не было, поэтому все классы – с 1-го по 11-й довелось грызть гранит увлекательной школьной науки).

   С ностальгией вспоминаю праздник Первого звонка и двух первых героев моего длинного школьного романа – первую учительницу – Горелову Нину Алексеевну и директора школы – Кравец Лидию Сергеевну. Меня уже тогда удивило, как можно было так долго и красиво говорить, выступая перед многочисленной армией учеников и родителей. Все линейки, рабочие и торжественные, Лидия Сергеевна вела сама. У неё это получалось непревзойдённо. В её голосе, как и сегодня, спустя много лет, звучала строгость, требовательность и доброта одновременно. А ещё, слушая выступления моего директора, в глубине души всегда была непоколебимая уверенность в защите и надёжности этого человека. Ведь её энергии хватало на всех учеников и учителей, и я всегда чётко понимал, что директор школы должен быть именно таким. И уже тогда у меня начинала зарождаться мечта – стать учителем.

   А сколько добра и прочных знаний в нас вложила Горелова Нина Алексеевна! В классе было ровно 20 человек. И каждому она смогла подарить частичку своей души. Она искренне переживала из-за наших неудач и также радовалась нашим успехам в обучении. Если у кого-то что-то не получалось, или кто-то не до конца понял новую тему, она оставляла нас после уроков и доходчиво объясняла материал до тех пор, пока не увидит, что результат наконец-то достигнут. Первая учительница заботилась о нашем красивом почерке. Ещё и ещё раз повторяла, что нельзя переходить за линии, и, например, цифру «3» или «7», как и буквы «з» или «л» нужно начинать писать «с наведения точечки». Для каждого из нас Нина Алексеева была идеалом учителя. И для всех было большой радостью угостить её яблоком или вкусной конфетой, а уж если случайно доводилось возвращаться с ней домой, так это было невероятным счастьем. По дороге, несмотря на быструю походку Нины Алексеевны, можно было поговорить на разные темы – и школьные и домашние, обсудить увлечения. Мы очень любили ходить с ней на маёвки к живописным местам у реки, общаться, делясь своими секретами и интересными случаями из жизни.

   Но годы начальной школы стремительно пролетели. И нас ждали новые учителя, новые учебные кабинеты, а, главное, что из детского сада, где располагалась «началка», мы теперь перешли в большую школу. Детей было настолько много, что во время перемен нужно было двигаться только по направлению движения всей толпы. Это можно было сравнить, например, с движением людей в московском метро в час пик, или, скажем, 30 декабря на Нижнегорском рынке. Когда я перешёл в 5-й класс, меня ждали новые приятные сюрпризы и новые учителя. Самое яркое впечатление на меня произвела мой классный руководитель и учитель украинского языка и литературы – Емельянова Оксана Петровна. Она всегда выглядела непревзойдённо. Красивая и аккуратная причёска, модная одежда, приятный аромат духов, и, самое главное, – образцовая речь, как на русском, так и на украинском языках. Глядя на неё, в моём сознании сформировалось чёткое представление о том, каким должен быть настоящий учитель.

   Начиная с 8-го класса, украинский язык преподавала директор школы Кравец Лидия Сергеевна. Это ещё один яркий образец настоящего учителя. Её уроки всегда отличались увлечённостью, разнообразием методов и приёмов, умением заинтересовать и мотивировать старшеклассников, дать самые прочные знания, которые непременно пригодятся в жизни. Она учила нас быть мудрыми. И здесь мне хочется вспомнить цитату, которую когда-то привела нам Лидия Сергеевна: «Знаете ли вы, чем отличается мудрый человек от умного?». Разумеется, мы предлагали свои варианты ответов, но правильный озвучила она сама: «Умный человек всегда сумеет найти выход из сложной ситуации, мудрый же никогда этой ситуации не допустит». Высота педагогического и жизненного опыта Лидии Сергеевны всегда способствовала тому, что на её уроках нам было очень интересно. Иногда просто не хотелось, чтобы они заканчивались. Лидия Сергеевна очень грамотно сочетала в себе две ответственные роли: директора школы и учителя. Как ей это удавалось, я, признаюсь честно, не всегда понимаю. Ведь при этом необходим прочный навык переключения с одной деятельности на другую, и без ущерба для результата. Во всех ипостасях Лилия Сергеевна умеет на высоком уровне справляться с поставленными задачами, избегать трудностей, и быть не просто директором и учителем, но и мудрым наставником, надёжным другом и поддержкой как для учеников, так и для педагогов Ивановской школы. Сегодня её педагогический стаж уже превышает отметку в 40 лет! Но она по-прежнему сохраняет преданность своей профессии и не представляет своей жизни без школы и учительского труда. К ней, как и раньше, можно обратиться за советом в том или ином вопросе, и получить дельный ответ. В школе работает много учеников Лидии Сергеевны. Некоторые из них трудятся здесь уже свыше 30 лет (Котовец Л.В., Демянчук И.В., Эктова А.В.), стаж молодых учителей, которых также учила Лидия Сергеевна, подбирается к 10 годам или уже превысил эту отметку (Руденко А.О., Аванесян А.В., Котовец Д.В.).

   Свыше 40 лет посвятила школе учитель химии Богатько Александра Михайловна. Кроме основного предмета в последние годы педагогической деятельности она преподавала предмет, который сейчас называется «Технология». Тогда он назывался «Труд». И это было действительно обучение труду, который так необходим в жизни каждому человеку. Наш класс был небольшим и не делился на группы для мальчиков и для девочек. Поэтому мы учились и штопать носки, натягивая их на лампочку, и готовили вкусный винегрет, и шили фартук. Но самое интересное происходило в тёплое время года, когда под руководством Александры Михайловны мы учились трудиться на земле: сеяли в парнике семена цветов,  выращивали из рассады овощи, сеяли кукурузу и другие культуры. А на клумбах высаживали и поливали сотни кустов однолетних цветов, которые всю осень радовали глаз школьников и учителей. Сейчас Александра Михайловна находится на заслуженном отдыхе, но её всегда интересует жизнь Ивановской школы, её достижения и проблемы. Многолетней традицией является то, что каждую весну она передаёт пышный букет сакуры из собственного палисадника в учительскую нашей школы. И все учителя несколько дней любуются этой невероятной красотой, которую вырастила Александра Михайловна.

   Уроки биологии в старших классах вела Володченко Юлия Сергеевна. Какая-то особая атмосфера царила в её кабинете. Это тот случай, когда работа учителя является частью любимого увлечения, или, как сейчас принято говорить, хобби. Все подоконники были украшены редкими и экзотическими комнатными растениями, которые не только служили украшением класса, но и прививали старшеклассникам эстетический вкус. В кабинете биологии стоял аквариум с рыбками, а в стене была оборудована клетка для попугая, в которой он весело чирикал во время уроков биологии. А сколько наглядности было здесь! Вся задняя стена буквально до потолка была наполнена иллюстрациями, таблицами, схемами, оборудованием и, как мы их тогда называли, консервами (речными и пресмыкающимися животными, органами домашних животных, размещённых на стекле в растворе формалина). В те годы Юлия Сергеевна руководила моей МАНовской работой по секции «Биология». Приходилось часто бывать у неё дома и изучать красивые книги по цветоводству, проводить эксперименты с цветами, а также любоваться красивейшими комнатными и уличными растениями во дворе и на подоконниках её дома. Те бесценные знания по цветоводству, растениеводству легли в основу концепции великолепного школьного ботанического сада, который сегодня мы, уже с моими учениками, строим в Ивановской школе.

   Начиная с 5-го класса, классные руководители и учителя многих предметов как-то надолго не задерживались в нашем классе. Причины были разные. Но, к счастью, были и те, кто учил  нас все семь лет старшей школы. Это учитель русского языка и литературы Муминова Азиза Ганиевна и учитель математики Никифорова Ирина Юрьевна. Это учителя с большим педагогическим опытом. Они щедро делились с нами своими знаниями по предметам и вкладывали в нас свою душу, тратили на нас терпение, переживали о том, как мы сдадим экзамены (оба предмета, как и сейчас, являлись обязательными на государственной итоговой аттестации, поэтому им уделялось особое внимание и много часов). Каждый учитель стремился заинтересовать своим предметом, умел объяснить, что знания, которые мы получаем в школе, пригодятся нам не только на выпускных экзаменах, но и в жизни. И они были правы. Я с благодарностью вспоминаю уроки русского языка Азизы Ганиевны и уроки алгебры и геометрии Ирины Юрьевны. И пусть не всегда у меня получалось выучить на «отлично», зато та прочная база, вложенная ими в мой багаж знаний, не раз помогала мне в студенческие годы, а потом и во взрослой жизни. В то время стараниями Ирины Юрьевны у нас в школе появился уютный и современный кабинет математики. Все стенды, наглядность учителя тогда изготовляли сами. Много строгих стендов с формулами и высказываниями о математике, портреты учёных-математиков, искусно нарисованных простым карандашом, превратили когда-то убогий и неприглядный класс в настоящий учебный кабинет, где мы постигали азы математической науки.

   Прочные знания по русской словесности, полученные в школе, очень много раз выручали меня в студенческие годы. Обучаясь на кафедре русского языка и литературы, я не испытывал трудностей. К счастью, я поступал целенаправленно, ведь уже в пятом классе точно знал, что буду учителем русского языка и литературы. А детские мечты, как известно, сбываются. Когда я уходил из школы, и уже было известно, что я поступил на филфак, кто-то из учителей сказал: «Вот отучишься и придёшь к нам в школу работать учителем». На что я ответил (уж не помню, в шутку или всерьёз), что вернусь сюда директором. Эти слова, как оказалось, стали пророческими, и, спустя ровно 10 лет после окончания школы, я действительно был назначен директором своей родной Ивановской школы.

   С огромной благодарностью я вспоминаю учителя физики Саютину Елену Михайловну. К сожалению, её уже нет с нами, но память о ней будет всегда жить в моём сердце. Она своим примером учила нас справедливости, и аккуратности в делах, а также давала ценные знания о жизни в мире окружающей природы. Уже нет с нами учителя истории Мальованчук Светланы Викторовны, которая была настоящим историком, увлечённым и любящим свой предмет. Она с любовью вкладывала в нас прочные знания по истории и  учила не забывать имена великих людей, оставивших заметный след в истории нашей страны и мира.

   Много доброты и знаний вложили в нас учитель английского языка О.Ф. Чивелёва, учитель географии Л.М. Аединова, учитель химии З.А. Смаилова, учитель крымскотатаркого языка С.Ю. Ресутова, учитель музыки А.С. Аблямитов, учитель физической культуры Д.А. Юлаев, учитель трудов М.М. Усманова, учителя рисования С.В. Авдиенко и Э.К. Зинабадинова, учителя информатики И.Б. Маркова, О.Т. Авдиенко, А.А. Саютин, педагог-психолог А.С. Хаялиева, педагог-организатор Э.Т. Абильтарова, библиотекарь М.Б. Яковенко.

   И, конечно же, как не вспомнить и не поблагодарить нашего классного руководителя Столярец Людмилу Алексеевну, которая подхватила нас из рук череды классных руководителей в 10 – 11 классах и сумела достойно выпустить во взрослую жизнь. Это учитель с ярким чувством юмора, глубоким знанием своего предмета и безграничной любовью к детям. Думаю, никто из моих одноклассников никогда не забудет наши увлекательные походы к Карлову мосту вместе с Людмилой Алексеевной. Она сумела сплотить наш класс, сделать его дружным, вложила в нас понимание чувства серьёзности жизненного пути, за что ей хочется выразить самые тёплые слова благодарности.

   Сегодня в Ивановской школе осталось не так много тех учителей, которые меня учили, и которым я бесконечно благодарен за их титанический труд, за любовь, за то удивительное мастерство, благодаря которому я с нетерпением ждал их уроков и жадно впитывал знания, которые они мне давали. С каждым годом педагогический коллектив меняется. К сожалению, жизнь устроена так, что на заслуженный отдых уходят опытные педагоги. Хоть ни для кого не секрет, что «некогда стареть учителям…», но время неумолимо переворачивает страницы огромной книги под названием «Жизнь». Взрослеют школьники, а вместе с ними взрослеют и наши учителя. Сегодня в Ивановской школе работают молодые и творческие педагоги: учитель математики А.А.  Аванесян, учитель физкультуры М.А. Руденко, педагог-библиотекарь А.О. Руденко, учитель крымскотатарского языка и литературы Хаялиева Л.С., учителя английского языка Э.З. Ибрагимова, Л.Р. Халах, Э.Э. Аметка, учитель истории и обществознания Л.Г. Хамидулина, заместитель директора А.А. Захарченко, учитель-логопед и советник по воспитанию У.А. Шемшединова, учитель технологии О.В. Пономаренко, учитель начальных классов Н.В. Кисляк. Для них старшее поколение учителей – это надёжные помощники, наставники и добрые советчики в любых вопросах школьной жизни. Очень отрадно, что кроме упомянутых выше учителей, в нашей школе уже много лет трудятся: учителя начальных классов Т.А. Красюкова, Л.В. Котовец, И.В. Демянчук, А.В. Эктова, З.Р. Юлаева; учитель физики А.Н. Горбань. К ним всегда за советом могут обратиться молодые учителя, чтобы обогатить и расширить копилку своего педагогического опыта и мастерства.

   В преддверии окончания учебного года хочется от всей души поблагодарить моих учителей и пожелать им крепчайшего здоровья, благополучия, счастья. Пусть ваш самоотверженный труд приносит только радость и удовольствие! Пусть ваша работа будет по достоинству оценена! Желаю, чтобы в вашей жизни было много благодарных учеников! В год педагога и наставника хочется особенно отметить, что никакие роботы и компьютеры, никакие современные дистанционные технологии никогда не заменят теплоты, доброты и света, исходящего из глубины учительского сердца. Желаю молодым педагогам брать пример со своих учителей, а тем, кто посвятил свою жизнь школе – вечной молодости и жизненной энергии, оставаться долгие годы в строю и быть добрыми наставниками для нас – молодых учителей.

ДМИТРИЙ КОТОВЕЦ,

директор МБОУ «Ивановская СОШ»


Поделиться: